Комментарии к фильму "Помни" (Memento) 2001
"Помни": Обратный кадр и ужасные воспоминания.
"Я не могу запоминать новые события", - объясняет Леонард Шелби (Гай Пирс), следователь страховой компании в фильме "Помни", новом гениальном триллере Кристофера Нолана. Эта фраза, которую он повторяет снова и снова, потому что не помнит, говорил ли он кому-нибудь об этом или нет, зловеще резонирует со словами Хейли Джоела Осмента в "Шестом чувстве" о том, что он видит мертвых людей.При помощи болезни Леонарда, которую также в некоторой степени можно назвать даром, Нолан создает удивительную головоломку. "Помни" - это экзистенциональный кроссворд.
Сюжет фильма представляет собой классический film noir. Леонард ходит по неизвестным мотелям и заброшенным домам в поисках человека, который изнасиловал и убил его жену.
Хотя Леонард четко помнит свою жизнь до убийства - и периодически ее вспоминает - его настоящая жизнь - это беспорядочно разбросанные обрывки существования. Говорят, время лечит любые раны, но раз Леонард не может чувствовать время (он даже не знает, давно ли умерла его жена), его раны всегда остаются свежими.
Он постоянно носит с собой Полароид, а когда он точно уверен в чем-то, то делает себе татуировку с этой информацией. Его тело возмещает поврежденную часть мозга, оно является хранилищем его печали, ярости и смысла продолжать жить. Он сам признается, что живет только ради мести.
Причина посмотреть фильм "Помни", который начинается с убийства, а дальше все идет в обратном хронологическом порядке (фотография становится белой, пуля вылетает из головы человека и залетает обратно в патронник), состоит в удовольствии от запутанности необычно построенной сюжетной линии. Зрители ощущают, что у них состояние, похожее на болезнь Леонарда, но одновременно, с логической точки зрения, и обратное ему.
Он не может вспомнить свое прошлое, а в качестве компенсации мы помним то, что с ним произойдет в ближайшем будущем. История рассказана в обратном хронологическом порядке: каждый следующий эпизод начинается все раньше, а заканчивается там, где предыдущий (а в прямом хронологическом порядке - следующий) начинается. Зритель видит последствия каких-либо действий раньше самих действий. Если, например, вы видите шрам или рану на лице главного героя, то скоро вы увидите, как кто-то его ударил.
Справиться со своей задачей Леонарду помогают (или, возможно, используют его состояние в своих целях) веселый и дружелюбный Тедди (Джо Пантолиано) - человек, которого в начале убивают - и мрачная барменша Натали (Кэрри-Энн Мосс). Встречи с ними Леонарда всегда немного комичны, так как он не может быть уверен в том, что он их когда-то встречал, пока не просмотрит свои фотографии.
Эти сцены как бы противопоставляются черно-белым сценам, где Леонард находится в комнате своего мотеля и разговаривает по телефону. Здесь объясняется смысл татуировки на его руке, гласящей "Помни о Сэмми Дженкинсе".
Сэмми (Стивен Тоболовски), чья история повествуется в прямом хронологическом порядке, страдал от такой же болезни. Леонард четко помнит грустную историю Сэмми, но он никак не может применить ее мораль к своему случаю.
Гай Пирс в фильме "Помни" сумел изобразить человека, который с одной стороны не может точно знать, что происходит вокруг, но с другой стороны он фанатично уверен в себе.
"Помни" - мастерски сделанный фильм, который обязательно понравится поклонникам "Обыкновенных подозреваемых" и "Пи". Как и Дарен Аронофски (режиссер фильмов "Пи" и "Реквием по мечте"), мистер Нолан демонстрирует гениальное видение кино. Но несмотря на то, что "Помни" - впечатляющий фильм, он не надолго остается в памяти зрителя. Как один день из жизни Леонарда, он быстро забывается, оставляя лишь чувство замешательства от созерцания окружающей действительности.
Татуировки и фотографии Леонарда - это скудная и ненадежная замена его памяти, и "Помни", при всем его внешнем блеске, это триумф сознания при отсутствии содержания.
Автор: A. O. Scott
Перевод: Симбирцев Игорь
Перевод: Симбирцев Игорь
От себя лишь хочу добавить, что не согласен с автором по поводу того, что фильм не запоминается. Когда посмотришь его первый раз, то еще долго не можешь прийти в себя и полностью разобраться во всех деталях фильма и его причинно-следственных связях.
Необычность построения сюжетной линии заставляет желать посмотреть фильм еще раз, и тогда можно увидеть четко отточенный сюжет, всю глубину и трагичность жизни главного героя. Если понять все то, что хотел сказать этим фильмом Нолан, то фильм надолго останется у вас в памяти и не раз заставит задуматься над жизнью и над собой.
Симбирцев Игорь
Вы посмотрели этот фильм и хотите хотите оставить свой отзыв? Тогда вам сюда.Перейти: к тематическим статьям, к общим статьям