Комедия. История жанра.
Содержание:- Вступление
- Первые попытки
- 1930-е года
- 1940-е года
- 1950-е года
- 1960-е года
- 1970-е года
- 1980-е года
- 1990-е года
- Комедии Нового Тысячелетия
Наряду с мелодрамой, ужасами, научной фантастикой, комедия является одним из самых распространенных жанров кино. Различаются несколько видов этого жанра.
- К первому типу относятся комедии, высмеивающие манерность, жеманство определенного социального класса. Часто в них изображаются шаблонные персонажи. Сюжет этих фильмов, как правило, это запрещенная любовь или какой-нибудь другой любовный скандал. Эта форма комедии зародилась очень давно, начиная со времен "Много шума из ничего" Вильяма Шекспира.
- Ко второму типу относятся комедии, где главный персонаж оказывается в совершенно чуждой для него среде, что провоцирует многочисленные юмористические ситуации. В таких фильмах может изображаться, например, то, как родители поменялись ролями с детьми (как в фильме "Большой", 1988), или как свободолюбивого человека помещают в среду, где все должно идти по правилам ("Полицейская Академия", 1984) и так далее.
- Пародии призваны высмеивать фильмы других жанров. В них можно встретить сарказм, стереотипность, высмеивание узнаваемых сцен из других фильмов, неуместное проявление насилия, а также очевидность мотивации поступков персонажа. Примерами могут служить: "Сверкающие седла" (Blazing Saddles, 1974), Аэроплан (Airplane, 1980) и "Молодой Франкенштейн" (Young Frankenstein, 1974).
- Анархические комедии часто в злой форме высмеивают какую-либо форму власти. Фильмы этого жанра берут начало в театральных постановка и уличных представлениях. Наиболее яркие примеры - это "Дом животных" (National Lampoon's Animal House, 1978) и "Монти Пайтон и священный грааль" (Monty Python and the Holy Grail, 1975).
- В черных комедиях обыгрываются запрещенные темы, в том числе смерть, убийство, самоубийство и война. Примерами могут служить: "Мышьяк и старые кружева" (Arsenic and Old Lace, 1944), "Добрые сердца и короны" (Kind Hearts and Coronets, 1949), "Убийцы леди" (The Ladykillers, 1955), "Любимый" (The Loved One, 1965), "Смысл жизни" (Monty Python's the Meaning of Life, 1983) и "Война супругов Роуз" (The War of the Roses, 1989).
- Следующий подтип комедийных фильмов образовался относительно недавно. Он включается в себя сексуальный или "туалетный" юмор: "Американский пирог" (American Pie, 1999), "Все без ума от Мэри" (There's Something About Mary, 1998) и "Тупой и еще тупее" (Dumb and Dumber, 1994)
- В романтических комедиях обычно показывается развитие отношений между мужчиной и женщиной. Стандартная схема сюжетной линии в этих фильмах такая: они начинают встречаться, потом расстаются, потом снова начинают встречаться. Конечно, есть огромное количество вариаций этой схемы, комедийный эффект достигается путем социальных и сексуальных противоречий героев. К фильмам этого жанра относятся: "Красотка" (Pretty Woman, 1990), "Магазин за углом" (The Shop Around the Corner, 1940), "Когда Гарри встречает Салли" (When Harry Met Sally..., 1989) и "Четыре свадьбы и похороны" (Four Weddings and a Funeral, 1994).
- "Комедия чудаков" - это разновидность "романтической комедии" в кинематографе 1930-х. Главными ее героями были странноватые типы, идеалисты, чьи поступки, разговоры и образ жизни являлись своего рода протестом против общества в период Великой депрессии. Родоначальники жанра - режиссеры Френк Капра (Frank Capra) и Говард Хоукс (Howard Hawks) , сценарист Роберт Рискин (Robert Riskin) , наиболее известный актер - Кери Грант (Cary Grant) . Среди их фильмов - "Это случилось однажды ночью" (It Happened One Night, 1934) - премия "Оскар", "Мистер Дидс едет в город" (Mr. Deeds Goes to Town, 1936) - премия "Оскар", "С собой не унесешь" (You Can't Take It With You", 1938) - премия "Оскар", "Воспитывая бэби" (Bringing up Baby", 1938) и другие.
- "Слэпстик", "балаган" - это оригинальный жанр немого кино, созданный режиссером Мэком Сеннеттом (Mack Sennett) . Короткометражки в этом жанре регулярно выпускались его кинокомпанией "Кистоун" (Keystone Co.) с 1912. Основан на нагромождении комических ситуаций, драк, погонь, невероятных трюков; в короткометражных фильмах непременно фигурировали растяпы-полицейские и хорошенькие купальщицы. С приходом в кино звука жанр довольно быстро изжил себя. В нем начинали работать Чарли Чаплин (Charlie Chaplin) и братья Маркс (Marx Brothers) , Лорел и Харди (Laurel and Hardy) , Джерри Льюис (Jerry Lewis) , Сид Сизер (Sid Caesar) и другие.
Первые попытки
Первые фильмы были сняты при помощи кинетоскопа Томаса Эдисона (Thomas Edison) в (Record of a Sneeze). Это можно считать первым творением комедийного жанра. В большом количестве они начали появляться в эру немого кино. Расчет делался на визуальный юмор, в том числе пародии и слэпстик. Одна из первых короткометражек Братьев Люмьер называлась Watering the Gardener, 1895. Актерами "клоунского" стиля были Чарли Чаплин (Charlie Chaplin), Бастер Китон (Buster Keaton) и Гарольд Ллойд (Harold Lloyd). Начиная с 1920-х популярность приобрели комедийные мультфильмы. В это время появились несколько ныне популярных персонажей, в том числе Кот Феликс и Бетти Буп (кокетливая дамочка с огромными удивленными глазами, и обычно с некоторым непорядком в туалете. В результате стала первым мультперсонажем, запрещенным американской киноцензурой (см. Кодекс Хейса)). Однако развитию мультипликации препятствовало отсутствие звука и цветов.
1930-е года
С появлением звука в кино в конце 1920-х появилась возможность создавать принципиально новые стили и использовать вербальный юмор. В 1930-х некоторые студии еще пытались создавать немое кино, но вскоре во всех фильмах стал присутствовать звук. Чарли Чаплин продержался дольше всех. В 1930-х годах в его фильмах не было диалогов, но были звуковые эффекты. С появлением звука происходило слияние различных киностудий. Дело в том, что необходимое оборудование было слишком дорогим и мелкие фирмы не могли его себе позволить. Компания Metro-Goldwyn Mayer особенно преуспела в это время во многом благодаря комедиям. Фильмы в то время еще содержали в себе элементы физической комедии, но они часто сочетались с диалогами. Еще одна черта 1930-х - это комедийные сериалы. Наиболее ярким примером здесь являются "Три бездельника" (сериал в жанре слэпстик, состоял из примерно 200 короткометражных серий) студии Коламбия. Наиболее известными комедиантами этого времени были Мей Вест (Mae West) и Джек Бенни (Jack Benny). В Британии в начале 1930-х годов популярность приобрели экранизации театральных фарсов, а эстрадные представления, варьете, оказали большое влияние на комедийный жанр 1940-х с участием таких звезд, как Уилл Хей (Will Hay) и Джордж Формби (George Formby).
1940-е года
Когда Соединенные Штаты вступили во Вторую Мировую Войну, Голливуд стал уделять больше внимания этому конфликту. В комедиях стала изображаться военная служба, гражданская оборона и учебные лагеря новобранцев. Это произвело фурор в Голливуде, люди тратили огромные деньги на посещение кинотеатров.
Наиболее популярными комедиантами того времени были Бинг Кросби (Bing Crosby), Дэнни Кей (Danny Kaye), а также дуэты Эбботт и Костелло (Abbott and Costello) и Лорел и Харди (Laurel and Hardy). В Британии кинокомпания Ealing Studios (Ealing - Илинг, часть Большого Лондона) стала очень популярной благодаря серии фильмов, известных как "Комедии из Илинга". В них обычно обыгрывались некие проблемные социальные темы. В главных ролях были Алек Гиннесс (Alec Guinness) и Стэнли Холловей (Stanley Holloway). Наиболее известными фильмами того времени были: "Добрые сердца и короны" (Kind Hearts and Coronets, 1949), "Банда с Лавендер Хилл" (The Lavender Hill Mob, 1951) и "Убийцы леди" (The Ladykillers, 1955).
1950-е
Продолжение на следующей странице...