Люк Бессон (Luc Besson)
- Биография
- Интересные факты о его жизни
- Интересные факты о его фильмах
- Известные высказывания Люка Бессона
- Фильмография Люка Бессона как режиссера
Люк Бессон родился в семье инструкторов по подводному плаванию и с самого детства занимался нырянием и подводной фотосъемкой. Он хотел стать морским биологом и специализироваться на дельфинах. Однако мечтам не суждено было сбыться. В семнадцать лет в результате несчастного случая во время одного из погружений он теряет возможность заниматься своим любимым делом.
Люк возвращается в Париж, где занимается то тем, то другим, пока не привязывается к кино. Он понимает, что кино - это возможность собрать воедино все его увлечения в различных областях. Он смотрит много фильмов, работает на съемочных площадках на вспомогательных ролях. В 19 лет он уезжает в Голливуд, но, поработав там "мальчиком на побегушках", через 3 года возвращается на родину и идет служить в армию. Отслужив три года, он возвращается к кинематографу, сначала в качестве постановщика музыкальных клипов, а потом и как ассистент режиссера в "большом" кино. Сняв сначала короткометражку "Предпоследний" (L'Avant-dernier, 1983), он дебютирует в 1984 году с полнометражным немым и черно-белым (все в целях экономии средств) фильмом "Последняя битва" (Le dernier combat).
Эту мрачную постпанковскую драму Бессон поставил на собственной студии "Les films du loup" ("Фильмы волка"). В нем он впервые снимает Жана Рено, в последствии он будет часто снимать его в своих фильмах. Насмотря на трудности с бюджетом, фильм был снят и тут же режиссер был причислен ко второй французской Новой Волне (начиналась которая с Жан-Жака Анно и Лео Каракса). Фильм оказался очень удачным и завоевал множество премий.
Через год успех был упрочен самой, пожалуй, умной картиной режиссера "Подземка" (Subway, 1985). В ней уже четко читался специфический стиль Бессона - гремучая смесь напряженного действия и мелодраматизма. Его герои и в последующих работах будут оказываться в непривычной, новой для них обстановке, будь то киллер из "Никиты" и "Леона" или ныряльщик из "Голубой бездны".
В 1988 году, после продюссерской и сценарной работы над фильмами "Камикадзе" (Kamikaze, 1986) и "Таксишник" (Taxi Boy, 1986, в российском прокате - "Такси") Бессон переименовывает свою студию в "Les films du dauphin" ("Фильмы дельфина") и снимает красивейшую фреску о романтике подводного мира "Голубая бездна" (Le grand bleu). Картина, проникнутая ностальгией по детским годам и преклонением перед профессией ныряльщика, принесла Люку деньги, несколько номинаций на "Сезар" (который в итоге и был вручен за работы бессменного композитора Бессона Эрика Серра и звукооператора ленты) и культовую славу.
Настоящей же вершиной режиссерской карьеры Бессона стал следующий его фильм "Никита" (Nikita, 1990). Картину ждал кассовый успех в США, что не могло не вызвать к жизни римейк "Нет выхода" (No Way Out) с Бриджет Фондой в главной роли и телесериал с Петой Уилсон. Бессон после этой картины получил всеобщее признание как режиссер с мировым именем.
Далее он снимает абсолютно некоммерческий документальный фильм о подводном мире "Атлантис" (Atlantis, 1991). Так он попрощался с мечтой своего детства - подводным миром.
В своей следующей, шестой по счету и первой с американским участием, картине "Леон" (Leon, 1994), Бессон развил образ мрачного киллера, заявленный еще в "Никите". Режиссер впервые позволил полностью раскрыться актерскому дару Жана Рено. Несмотря на то, что фильм имел ошеломляющий успех, он так не получил ни одного "Сезара".
Прошло 15 лет с тех пор, как Бессон последний раз был в Америке. Он решил снимать кино в духе Голливуда. В результате в 1997 году в свою новую работу под названием "Пятый элемент" (The Fifth Element) он привлек американских звезд Брюса Уиллиса и Гэри Олдмена (последнего мы помним еще по "Леону"), а также свою жену супермодель Милу Йовович. На постановку было затрачено $90 млн, что выразилось затем в потрясающих декорациях, костюмах Жан-Поля Готье и гриме. Фильм собрал по всем миру $266 млн, послужив своеобразным ответом на ряд критических уколов за то, что он якобы стандартизирует свой уникальный авторский стиль.
Однако следующая его картина "Жанна д'Арк" (Jeanne d'Ark, 1999) все с той же Милой Йовович в главной роли провалилась в прокате и была разругана критиками. После этого слухи о возможном уходе Бессона из режиссуры и переходе к продюсированию, появившиеся после "Леона", стали еще ближе к реальности. Как заявил сам Люк, "слишком тяжело все дается... тратить два года своей жизни, когда ничего не существует, кроме фильма..." Опыт продюсера у него уже есть: "Такси" Жерара Пиреса, "Холодная луна" Патрика Бушите и "Не глотать" Гэри Олдмена показали его способности в этой сфере кинопроизводства, а продюсерский и сценарный сиквел "Такси 2" собрал только во Франции $40 млн за первые три недели проката. Бессон продолжает снимать, и это получается у него просто отлично. Сейчас он снова способен нырять.
Интересные факты о его жизни
- Встречался с Мэивен Ле Беско (Maiwenn Le Besco). В 1993 году она родила ему дочь Шану Бессон.
- Есть дочь от бывшей жены Анн Парийо (Anne Parillaud) по имени Жульетт (родилась в 1987)
- 4 июня 2002 года против него было выдвинуто обвинение в непредумышленном убийстве. Дело в том, что во время съемок сцены погони из фильма "Такси 2" в 1999 году машина случайно сбила оператора, который вскоре скончался. Люк Бессон является продюсером этого фильма.
- Никогда не дает интервью или аудио комментарии на фильмы, выпущенные на DVD. Считает, что они портят удовольствие от просмотра.
- В 2000 году был президентом жюри на Каннском Кинофестивале.
- Всего у Бессона 4 дочери от трех женщин.
- К июлю 2005 написал четыре книги об Артуре, в том числе "Артур и минипуты" (Arthur and the Minimoys), которая потом была экранизирована (в главных ролях Фредди Хаймор (Freddie Highmore) и Мия Фэрроу (Mia Farrow)). Эта серия книг разошлась более чем миллионным тиражом в 30 странах мира.
Интересные факты о его фильмах
- Часто снимает Жана Рено.
- В его фильмах часто снимается Гэри Олдман (Леон, Пятый элемент), и они являются близкими друзьями. Бессон даже продюсировал "Не глотать" (Nil by Mouth, 1997) Олдмана.
- Композитор в его фильмах - всегда только Эрик Серра.
- Типичным началом его фильмов является движущаяся камера по направлению к чему-либо важному для фильма, потом она направлена вниз, пока важная часть титров не покажется, а затем камера движется вверх и показывать место или персонажа.
- В его фильмах можно часто встретить огороженные со всех сторон декорации, которые не пропускают солнечный свет.
- Можно часто встретить, как кого-нибудь ударяют и при этом за момент до удара камера фокусируется на руке (Пятый элемент, Профессионал, Ее звали Никита)
- В его фильмах часто есть сцена, снятая в реальном времени. Например, в Пятом элементе Вито Корнелиусу дали 30 секунд на свою речь, он говорил ровно 30 секунд.
- "Кино никогда не спасало ничью жизнь, это не лекарство, способное спасти чью-то жизнь. Это всего лишь аспирин"
- "Великие детские писатели были настоящими писателями, они никому не подражали, они не ставили своей целью заработать много денег или навязать какую-то идею. Они просто писали о своих мечтах."
- "Я считаю, что современные дети не подчиняются многим правилам. Родители постоянно на работе; школа не всегда может рассказать о жизни; политики погрязли в коррупции и скандалах; спортивные кумиры сидят на наркотика. Правила необходимы детям."
- "Люди часто говорят, что в глубине душе я ребенок. На само деле, я думаю, у меня просто есть доступ [к моему детству], я его очень хорошо помню. Все мы когда-то были детьми. И это качество нужно уважать."
- "Почему я снял "Подземку"? Зачем я сделал все это подводное безумие в "Голубой бездне"? Зачем я снял этот мрачный фильм о Никите? Не знаю. Снял и все. Я делаю то, что делаю, потому что хочу этого, потому что я хочу изучать, искать новые вещи."
Фильмография Люка Бессона как режиссера
Артур и минипуты (2006) Arthur and the Minimoys |
Ангел-А (2005) Angel-A |
Жанна Д'Арк (1999) Messenger: The Story of Joan of Arc, The |
Пятый элемент (1997) The Fifth Element |
Леон (1994) Léon |
Атлантида (1991) Atlantis |
Ее звали Никита (1990) La Femme Nikita |
Голубая бездна (1988) Le Grand bleu |
Подземка (1985) Subway |
Последняя битва (1983) Le Dernier combat |
Предпоследний (1981) L'Avant dernier |